Консультация по жилищному праву – Горячая линия!

Консультация юриста по жилищным вопросам

Жилищная субсидия

Субсидия - это пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.

Субсидия - это пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.

Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных ис­следований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. Субсидии могу поощрять развитие перспективных производств, в то же время в дополнение к ней. Субси­дии на жилье предоставля­ются на всех членов семьи, которые состоят в очереди на улучшение жилищных условий.

Рассмотрим особен­ности реализации права

- поддерживать нерентабельные, но стратегически важные направ­ления деятельности. Они, к примеру, могут направляться на созда­ние рабочих мест в наиболее отсталые в экономическом плане реги­оны и в других целях.

В рамках жилищной политики государства можно выделить жилищную субсидию, которая является не де­нежной формой помощи семьям в оплате содержания жи­лья, то есть определенной льготой на оплату жилищных и коммунальных услуг. Она (безвозмездная жилищная суб­сидия) может быть выделена на покупку квартиры, в том числе взамен той площади, которая уже есть у лица или

на жилищную субсидию в отношении сотрудников

уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) в рамках со­циальных гарантий, предоставляемых федеральным законо­дательством. Речь здесь идет о предоставлении единовремен­ных социальных выплат для приобретения или строительства жилья. Данные выплаты могут быть в форме, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, выдаваемого участникам подпрограммы «Выполнение государственных обя­зательств по обеспечению жильем категорий граждан, установ­ленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», а также в форме единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жи­лого помещения.

Право на получение социальной выплаты, удостоверяе­мой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотруд­ники учреждений и органов уголовно-исполнительной си­стемы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, об­щая продолжительность службы которых в календарном ис­числении составляет 10 лет и более. Жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право сотрудника ФСИН на получение за счет средств федерально­го бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения. Порядок и условия ее предоставления сотрудникам ФСИН России устанавливаются Приказом ФСИН России от 16.05.2012 № 267 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и вы­дачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федераль­ной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в уго­ловно-исполнительной системе».

Порядок и условия получения единовременной социаль­ной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками уголовно-исполнительной систе­мы, право на которую установлено Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ, регулируется Постановлением Прави­тельства РФ от 24.04.2013 № 369 (ред. от 06.03.2015) «О предо­ставлении единовременной социальной выплаты для приоб­ретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможен­ных органов Российской Федерации» (вместе с «Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотруд­никам, проходящим службу в учреждениях и органах уголов­но-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотроп­ных веществ и таможенных органах Российской Федерации») и Приказом ФСИН России от 16.10.2014 № 550 «Об утвержде­нии Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотре­нию вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, уста­новленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобре­тения или строительства жилого помещения».

До 31 декабря 2012 г. существовал еще один вариант полу­чения финансовой помощи для решения жилищной пробле­мы сотрудников УИС, помимо возможности получения государственного жилищного сертификата в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., путем полу­чения безвозмездной финансовой помощи по оплате стои­мости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство, предусмотренной Инструкцией о порядке оказания сотрудникам уголовно-ис­полнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство.

Жилищная субсидия как социальная гарантия сотрудникам уголовно-исполнительной системы

Указанные варианты решения жилищной проблемы ра­ботников и пенсионеров УИС позволили в 2012 г. около 1,3 тыс. семей улучшить свои жилищные условия посредством получения государственных жилищных сертификатов; по­средством получения безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кре­дита банка на индивидуальное жилищное строительство - 84 семьям сотрудников УИС.

Начиная с 2013 г. после приобретения сотрудниками уго­ловно-исполнительной системы права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения указанный вариант получения субсидии стал основным. Так, в 2014 г. комиссией ФСИН России было рассмотрено 1525 заявлений сотрудников, единовременная социальная выплата была предоставлена 480 сотрудникам и пенсионерам уголовно-исполнительной системы, на сумму 2696,9 млн. рублей. В 2015 г. было рассмотрено 3503 заявле­ний сотрудников, единовременная социальная выплата была предоставлена 650 сотрудникам и пенсионерам уголовно-ис­полнительной системы, на сумму 2411,4 млн. рублей. В 2016 г. подлежат рассмотрению ориентировочно 7000 заявлений.

Согласно приказу ФСИН России от 16.10.2014 № 550 ре­шение о предоставлении единовременной социальной выпла­ты может быть принято также и территориальными комисси­ями, и комиссиями образовательных организаций.

Основным проблемным моментом остается ограничен­ное количество бюджетных ассигнований в 2015-2016 годах, 2,5 % от заявленной потребности.

Анализируя правовое регулирование предоставления жилищных субсидий гражданам, находящимся на государ­ственной службе в разных федеральных органах исполни­тельной власти, можно сделать вывод о едином подходе со стороны государства к данному вопросу и общих проблемах реализации названных норм. Проблемы реализации права со­трудника уголовно-исполнительной системы на жилищную субсидию в целом аналогичны проблемам реализации права на нее сотрудником органов внутренних дел.

Перенос центра тяжести механизма реализации права на субсидии на уровень подзаконных актов с одной сторо­ны позволил лучше учесть как изменения государственной жилищной политики, так и опыт реализации Жилищного кодекса РФ. Но, с другой стороны, подзаконный уровень не всегда позволяет удачно регламентировать процессуальные особенности реализации права сотрудников и может даже ограничивать его права.

Подзаконные нормативные правовые акты оставляют широкую свободу руководителям органов и учреждений при принятии решений в вопросах обеспечения жильем. Они оце­нивают, кто достоин получить выплату, а кто не достоин. Неза­висимые эксперты не привлекаются. Данная информация не доступна для общественного контроля. Если использовать по­ложения Методики проведения антикоррупционной экспер­тизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правитель­ства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов норма­тивных правовых актов», то такая широта дискреционных полномочий является коррупциогенным фактором.

Работа по проверке документов собранных сотрудником для принятия решения в отношении предоставления субси­дий организуется специальными комиссиями, создаваемыми при уполномоченных органах и учреждениях ФСИН.

При оценке и принятии решений наиболее часто возни­кают проблемы с толкованием отдельных правовых норм, от которых во многом зависит благополучие сотрудников и чле­нов их семей.

Одной из них является проблема, связанная с толкова­нием такой категории, как «член семьи». Законодательство совершенно по-разному трактует этот вопрос, что не совсем понятно.

Так, исключение государственной гражданской служа­щей К. из очереди на получение субсидии на приобретение жилого помещения было произведено лишь на том основа­нии, что она зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности супругу ее сестры. К. справедливо указала, что она и ее несовершенно­летний сын не являются членами семьи мужа сестры и про­живают у него временно, в связи с отсутствием собственного жилья до улучшения жилищных условий, ведут раздельное хозяйство.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстан­ции пришел к выводу о том, что снятие заявителя с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жи­лого помещения было осуществлено при отсутствии доказа­тельств о том, что К. была вселена и проживает в доме, при­надлежащем иному лицу, в качестве члена семьи собственника жилого помещения.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Рос­сийской Федерации», кроме супруга собственника помеще­ния, его детей и родителей, членами семьи собственника жи­лого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и дру­гие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граж­дане (например, лицо, проживающее совместно с собственни­ком без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.

Для признания перечисленных лиц членами семьи соб­ственника жилого помещения требуется не только установле­ние юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления соб­ственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи, или жи­лое помещение предоставлялось для проживания по иным ос­нованиям (например, в безвозмездное пользование, по догово­ру найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

Государственный жилищный сертификат

Другой пример судебной практики: сотруднику органов внутренних дел было отказано в постановке на учет в связи с тем, что мать истца является членом семьи сотрудника и при­надлежащая ей на праве собственности жилая площадь долж­на учитываться при определении нуждаемости истца в улуч­шении жилищных условий.

Судом же был сделан вывод о том, что положения ст. 1 Фе­дерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» являются специальной нормой по отношению к ст. 31 ЖК РФ и следует применять тот порядок определения членов семьи, который содержится в данном Федеральном за­коне, т.е. здесь мать не является членом семьи.

Можно сделать вывод, что в категорию «член семьи» в общем для граждан попадает большое количество лиц, а для сотрудника этот перечень очень узок. Причем сотруднику в разных случаях может быть выгоден тот или иной вариант. Например, в рассмотренных судебных решениях им выгодно было сузить перечень членов семьи, так как при общем рас­чете они не получали бы право на постановку на учет. Доли указанных лиц были слишком велики. Ситуация изменилась бы, если бы эти родственники проживали на меньшей площа­ди или вообще не имели жилья.

«Член семьи» - это очень субъективная категория, поэто­му возникают проблемы с толкованием категории, и наруше­ний не избежать. Многие сотрудники живут с родителями, ведут общее хозяйство. В этом случае лучше установить об­щую норму о составе членов семьи, как в Законе о социаль­ных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти... или Законе о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

Другая проблема возникает при рассмотрении вопроса о значении регистрации сотрудника по месту жительства. До­статочно распространена ситуация, когда он претендует на по­лучение субсидии, не являясь собственником иии жилья, но за­регистрирован по месту жительства родителя - собственника квартиры, в которой на долю каждого проживающего (в том числе на него) приходится более 15 кв. метров жилой площа­ди. Однако фактически служащий проживает не в этой квар­тире, а в комнате по договору коммерческого найма.

Есть мнение, что если сотрудник фактически не прожива­ет в квартире по адресу регистрации, это не свидетельствует о том, что он перестал быть членом семьи собственника квартиры, в которой он зарегистрирован, поскольку данное обстоя­тельство затрагивает его жилищные права на квартиру по ме­сту регистрации. В этом случае он признается членом семьи собственника жилого помещения, общая площадь которого на 1 члена семьи составляет более 15 кв. метров, что не соответ­ствует условиям Правил предоставления единовременной суб­сидии на приобретение жилого помещения. Следовательно, в данном случае сотруднику может быть отказано в постановке на учет для предоставления субсидии. Такой подход вряд ли можно признать бесспорным.

Отказ в постановке служащего на учет для получения еди­новременной выплаты допускается в случаях, если представ­ленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки служащего на учет для получения единовременной выплаты.

С другой стороны, регистрация сотрудника по месту жи­тельства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не являются определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собствен­ника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Рос­сийской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граж­дан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Феде­рации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Такие вопросы, как: перестал ли служащий быть чле­ном семьи собственника квартиры, утратил ли в связи с этим право пользования жилым помещением по месту своей реги­страции - могут быть оценены только судом при рассмотре­нии исковых требований заинтересованных лиц. Само по себе раздельное проживание граждан, являвшихся членами одной семьи, без исследования всех обстоятельств дела не влечет ав­томатически прекращения семейных отношений с собствен­ником жилого помещения.

Так, Определением Пермского краевого суда принято ре­шение о выделении семье единовременной выплаты с учетом площади квартиры, принадлежащей матери истца. Основа­нием для этого явилась постоянная регистрация членов семьи сотрудника в квартире последней. Но указанная квартира не является их собственностью. Указанная квартира предоставле­на собственником временно по договору найма за плату, мать «членом семьи» истца не является, вместе (с матерью) они не проживают, общего хозяйства не ведут. Материалы дела сви­детельствуют о том, что указанный договор был заключен еще при вселении в квартиру (хотя обстоятельства могут изменить­ся и состав членов семьи может изменяться, и вполне возмож­но заключить договор на других основаниях). Суд поддержал сотрудника.

В подобных ситуациях (отрицательного для сотрудника решения уполномоченного органа) ему необходимо обратить­ся в суд. Из приведенных примеров видно, что провоцирует возникновение подобных споров - неопределенность в право­вой регламентации.

Еще одной проблемой является получение сотрудником единовременной субсидии на приобретение жилья в случае, если для постановки на учет и получения указанной субсидии он вместе с семьей переехал в коммунальную квартиру, ухуд­шив при этом свои жилищные условия.

В данном случае, если комиссия по рассмотрению вопро­сов предоставления сотрудникам единовременных выплат установит, что переезд сотрудника вместе с семьей в комму­нальную квартиру повлек ухудшение жилищных условий и эти действия намеренно были совершены для постановки на учет для получения субсидии на приобретение жилья, ему может быть отказано в постановке на указанный учет. В этом случае он может быть принят на учет для получения единов­ременной выплаты не ранее чем через 5 лет с даты совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий.

В данном случае возникает вопрос о большой свободе усмотрения у комиссии. На наш взгляд, такие правовые уста­новления, предоставляющие подобные возможности, не со­гласуются с антикоррупционными требованиями к правовым актам. Необходимо отвечать на вопросы: Каковы критерии на­меренности ухудшения условий? Как оценить субъективную сторону этих действий? и другие.

Данные примеры указывают на несовершенство законо­дательства в данной области, необходимость в едином подходе со стороны всех комиссий с привлечением независимых экс­пертов, что позволило бы избежать обращения сотрудников в суд.

В судебной практике встречаются случаи, когда жилищ­ные комиссии квалифицируют выезд гражданина в другое постоянное место жительства в связи со сменой места службы как действия, повлекшие ухудшение жилищных условий се­мьи, хотя переезд вызван объективными причинами. И суды поддерживают сотрудников.

Возникает такой вопрос: а если переезд связан с иными уважительными причинами, например к больному родствен­нику, то такие действия тоже будут восприняты негативно?

Сотрудник полиции был снят с учета в связи с тем, что комиссия посчитала продажу им доли в праве собственности совершением намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий. Сотрудник указывал, что им не соверша­лись умышленные действия, имеющие целью и фактически приведшие к ухудшению жилищных условий его семьи, в ре­зультате которых они могли быть признаны нуждающимися в жилом помещении, поскольку при сохранении доли в праве собственности на жилой дом семья все равно оставалась бы нуждающейся в жилом помещении. И суд поддержал требо­вания сотрудника о восстановлении его на учете.

Получается, формулировка «отчуждение жилого поме­щения или частей жилого помещения» не совсем корректная, так как само по себе отчуждение может не решать жилищной проблемы впоследствии, поскольку необходимо учитывать в первую очередь стоимость данного жилого помещения, воз­можность на эту сумму приобрести жилье в том районе, где служит сотрудник. Часто можно встретить ситуацию, когда он имеет долю в жилом помещении или жилое помещение в одном месте, работает в другом, где цены на жилье много­кратно выше. Продав свою долю, он и на учет может не встать, и субсидию не получит, и жить будет ему негде. Имеют место действия, ухудшающие жилищные условия. Однако почему в расчет не берется то, что не только площадь характеризует ка­чество жилищных условий, необходимо учитывать и близость к месту службы, и категорию района (а цены могут отличаться существенно), экологическую обстановку и т.д.?

Нами рассмотрены только некоторые аспекты в сфере предоставления жилищных субсидий сотрудникам уголовно­исполнительной системы. Необходимо различать социальные выплаты для приобретения жилого помещения на выплаты в форме, удостоверяемой государственным жилищным серти­фикатом, выдаваемого участникам подпрограммы «Выпол­нение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законода­тельством» федеральной целевой программы «Жилище», и, собственно, в форме единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Мы видим, что при переносе «центра тяжести» в регули­ровании данных отношений на уровень подзаконных актов, в целом, требования к претендентам на получение единовре­менных денежных выплат для обеспечения себя и членов сво­ей семьи жильем во ФСИН и в других федеральных органах исполнительной власти одинаков. И проблемы, в разрешении которых для обеспечения справедливости требуется внима­ние государства, также одни. В то же время, к сожалению, не просматривается единых критерий по ряду сложных и не­однозначных вопросов для принятия решений специальными комиссиями, что приводит к различным решениям при схо­жести условий в разных комиссиях. Это приводит к многочис­ленности обращений в суд, что должно привести к формиро­ванию единой судебной практики, но чего на самом деле не происходит. Поэтому требуется создание единых для силовых структур, возможно, более сложных формул, выработанных в результате анализа судебной практикой, для использования в деятельности специальных комиссий при принятии решений о предоставлении сотрудникам и членам их семей жилищных субсидий.

АСМАНДИЯРОВ Валерий Мухаматшинович
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Вологодского института права и экономики ФСИН России

ЗАРУБИН Вадим Валерианович
преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Вологодского института права и экономики ФСИН России

СОКОЛОВ Николай Александрович
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин гражданско­правовых дисциплин Вологодского института права и экономики ФСИН России

  • Default
  • Title
  • Date
  • Random
load more hold SHIFT key to load all load all

Проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).